КНКБ 10 классы Тема : « Куначество». Кабардинцы и балкарцы издавна славились своим гостеприимством. Давайте немного вспомним.(устно)
1) Как и на кого распространялось гостеприимство?
2) Что получал гость по обычаю?
3) А если гостя преследовали? На основе гостеприимства у кабардинцев и балкарцев, как и у других народов Северного Кавказа сложился институт куначества (ныбжьэгъу благъэ, къонакъ). В переводе, с тюркского, «кунак» - означает гость. Он является одной из форм искусственного родства, в результате которого двое мужчин, принадлежащие к разным родам, племенам или даже народностям, вступали в более близкие дружеские отношения и оказывали друг другу в нужных случаях всяческую помощь и защиту. Куначество , как и гостеприимство являлось институтом первобытнообщинного строя.(записать в тетрадь) По происхождению куначество связано с обычаем гостеприимства, но по значению ближе к побратимству. «Достойный человек не бывает без друзей» - гласит пословица. Куначество возводит дружбу до предельной высоты.
Кабардинцы и балкарцы веками хранят обычай куначества. Из поколения в поколения детям, а те в свою очередь – своим детям, передавались этические нормы куначества. Передавались и через устное народное творчество, в сказках и легендах. этика куначества Этика куначества на Кавказе считалась основой взаимоотношений между народами. Куначество почитается наравне с родством, однако, отношение к друзьям еще более ответственное, нежели к родственникам. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу – никогда. Каким образом заключались дружеские союзы?
Известны три вида братания.(записать в тетрадь)
Первый – торжественная клятва в присутствии друзей или старших по возрасту.
Второй - питье молока из одной чаши, в которую, как символ верности, клали золотое кольцо - чтобы дружба никогда «не ржавела».
Третий - вид заключения дружеского союза – соединение крови, для чего побратимы делали на пальцах порезы и смешивали капельки крови.
О современном обряде сообщалось семьям и близким родственникам обеих сторон
После совершения одного из этих ритуалов названные братья обменивались шашками, башлыками, бурками и другими вещами, что также символизировало побратимство.
Великие русские писатели А.Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и другие, знавшие быт и нравы горцев, писали о традициях куначества. Л. Толстой дружил со многими горцами, называл их кунаками. Вот как писал он о своем кунаке Садо Мисербиеве: «Много раз он доказывал мне свою преданность, подвергая из-за меня свою жизнь опасности, но это для него ничего не значит, это для него обычай и удовольствие…». Известно, что Садо Мисербиев подарил Л.Толстому шашку в знак верной дружбы, ведь кунаки дарили оружие только друзьям. Эта шашка находится в музее писателя в Москве.
Закрепление изученного материала( выполнить письменно в тетради). 1) Какова роль куначества в экономических и культурных связях между Северокавказскими народами? 2 А какова же роль в экономике?
3)Чем отличалось гостеприимство от куначества?