3. СВЕДЕНИЯ ОБ ОО

ИНФОРМ. БЕЗОПАСНОСТЬ









Каталог файлов
Главная » Файлы » Дистанционное обучение » 10 класс

КНКБ 10 классы "Куначество"

                                                                                     КНКБ 10 классы
                                                                                 Тема : « Куначество».
Кабардинцы и балкарцы издавна славились своим гостеприимством.
Давайте немного вспомним.(устно)
1)  Как и на кого распространялось гостеприимство?
2) Что получал гость по обычаю?
3) А если гостя преследовали?
На основе гостеприимства у кабардинцев и балкарцев, как и у других народов Северного Кавказа сложился институт куначества (ныбжьэгъу благъэ, къонакъ).
 В переводе, с тюркского, «кунак» -  означает гость. Он является одной из форм искусственного родства, в результате которого двое мужчин, принадлежащие к разным родам, племенам или даже народностям, вступали в более близкие дружеские отношения и оказывали друг другу в нужных случаях всяческую помощь и защиту.
 Куначество , как и гостеприимство являлось институтом первобытнообщинного строя.(записать в тетрадь)
По происхождению  куначество  связано с обычаем гостеприимства, но по значению ближе к побратимству.
«Достойный человек не бывает без друзей» - гласит  пословица. Куначество возводит дружбу до предельной высоты.
 Кабардинцы и балкарцы  веками хранят обычай куначества. Из поколения в поколения детям, а те в свою очередь – своим детям, передавались этические нормы куначества. Передавались и через устное народное творчество, в сказках и легендах.
этика    куначества
Этика куначества на   Кавказе   считалась основой взаимоотношений между народами. Куначество почитается  наравне с родством, однако, отношение к друзьям еще более ответственное, нежели к родственникам. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу – никогда.
Каким образом заключались дружеские союзы?
  Известны три вида братания.(записать в тетрадь)
   Первый – торжественная клятва в присутствии друзей или старших по возрасту.
  Второй - питье молока из одной чаши, в которую, как символ верности, клали золотое кольцо - чтобы дружба никогда «не ржавела».
  Третий - вид заключения дружеского союза – соединение крови, для чего побратимы делали на пальцах порезы и смешивали капельки крови.
О современном обряде сообщалось семьям и близким родственникам обеих сторон
После совершения одного из этих ритуалов названные братья обменивались шашками, башлыками, бурками и другими вещами, что также символизировало побратимство.

  Великие русские писатели А.Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и другие, знавшие быт и нравы горцев, писали о традициях куначества. Л. Толстой дружил со многими горцами, называл их кунаками. Вот как писал он о своем кунаке Садо Мисербиеве: «Много раз он доказывал мне свою преданность, подвергая из-за меня свою жизнь опасности, но это для него ничего не значит, это для него обычай и удовольствие…». Известно, что Садо Мисербиев подарил Л.Толстому шашку в знак верной дружбы, ведь  кунаки  дарили оружие только друзьям. Эта шашка находится в музее писателя в Москве.
Закрепление изученного материала( выполнить письменно в тетради).

1) Какова роль куначества в экономических и культурных связях между Северокавказскими народами?
2 А какова же роль в экономике?
3)Чем отличалось гостеприимство от куначества?

                                                                                                                                                                             

 

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

НАЙТИ НА САЙТЕ

ДОП. ИНФОРМАЦИЯ







Copyright Kochetov © 2025