Тема "Народные певцы"
I. Изучение нового материала.
Музыкальное искусство.
Народные певцы.
Музыкальное искусство Кабардино-Балкарии после 1917г.
1. Музыка - это искусство, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. В музыке можно передавать переходы от одного настроения или душевного состояния к другому, тончайшие оттенки чувств. В
содержании многих великолепных произведений музыкального искусства раскрывается напряженная работа человеческой мысли, отношение к жизни, проявление воли, изображаются различные характеры людей, их драматические столкновения между собой и жизненная борьба. Хоровая, симфоническая и оркестровая музыка обладает своеобразными средствами для воспроизведения больших общественных событий, социальных конфликтов, освободительного движения народных масс.
Сила воздействия музыки, по словам известного русского композитора А. Н. Серова в том, что она «дополняет поэзию, доказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки и составляет главную прелесть, главную чарующую силу... она непосредственный язык души».
2. Каждый народ создавал свой язык, свою культуру, национальную музыку, самобытные инструменты.
Ш. Ногмов писал, что «музыка была в большом употреблении на праздниках, свадьбах и на пирах, которые давали при рождении детей...Сочинители песен и стихов назывались джегуако». С давних пор песни и танцы сопровождались игрой на музыкальных инструментах типа скрипки (шикЬпшинэ, къыл къобуз) и флейта (бжьамий, сабызгы). Правом игры на них пользовались лишь мужчины. В XIX в. у кабардинцев и балкарцев появляется гармоника, на которой играли только женщины (пшынэ, къобуз).
Музыка у кабардинцев и балкарцев тесно связана с устно-поэтическим творчеством. Обрядовые, исторические, сатирические и др. песни, танцы сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Певцы и музыканты пользовались большим почетом. Меткое, острое слово народного сказителя, грустная или веселая песня, мастерски сыгранная мелодия вызывали восторженную похвалу односельчан.
Каждый зажиточный человек стремился заманить в свой дом на семейные торжества народных певцов и музыкантов.
Блестящим знатоком фольклора, музыки и танцев народов Кавказа был Исмаил Урусбиев.
До революции в Нальчике выступали петербургские, московские, ростовские труппы.
Русские композиторы М. А. Балакирев и С. И. Танеев, путешествуя по живописным местам Кабарды и Балкарии, записали оригинальные мелодии песен и танцев горцев. На их основе М.А.Балакирев создал/искрометную фортепианную фантазию «Исламей», ставшую, любимой у всех народов.
Заслуженной славой на Северном Кавказе пользовался талантливый скрипач Султан-бек Абаев. Современники говорили, что Абаев «составлял гордость и украшение нашего края, редкую диковинку среди местного населения (на слух играл сложнейшие пьесы). В консерватории Петербурга смог проучиться лишь год из-за отсутствия денег.
3. В 1933 г. при ЛУГе была создана студия национального искусства с отделениями: драматическое, танцевальное, национальных инструментов, духовых инструментов и театрально-декоративное. В этом же году создан Кабардино-
Балкарский государственный ансамбль песни и танца, который за короткий срок стал популярным.
В 1933 году при радиоцентре был организован симфонический оркестр, а при ЛУГе - духовой оркестр
С 1937 года в Нальчике стала работать детская музыкальная школа. В 1936 создан кабардинский, а в 1939 г. - балкарский профессиональные хоровые коллективы.
Особенно много для развития кабардинской и балкарской музыки сделали композитеоы: А. М. Авраамов и Т. К. Шейблер. Они собирали кабардинский фольклор, создавали первые национальные инструментальные произведения, обрабатывали дореволюционные и советские песни. Т. К. Шейблером были написаны 1-антаты, одноактный балет «Нарты», фортепианная рапсодия на кабардинские темы и другие музыкальные произведения. Закрепление изученного материала.
Каковы истоки музыкального искусства у наших народов?
Какие музыкальные инструменты были у наших народов?
Как развивалось музыкальное искусство после Великой Октябрьской Социалистической Революции?