Музыка балета С. Прокофьева, как и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, ярко раскрывает основной конфликт трагедии Шекспира — столкновение светлой любви Ромео и Джульетты с родовой враждой Монтекки и Капулетти, характеризующей средневековый уклад жизни. Но если в увертюре содержание трагедии Шекспира представлено обобщённо, то в балете сюжет трагедии раскрывается последовательно, в конкретных событиях, ситуациях, на основе острых контрастных сопоставлений.
Наряду с сольными сценами-портретами и сценами-диалогами в балете широко представлены массовые сцены, в которых даётся характеристика места, обстоятельств действия, раркрываются основные драматические столкновения.
М. Плисецкая — Джульетта,
Н. Фадеечев — Ромео
Каждое действующее лицо балета имеет свою музыкальную характеристику. Музыкальные портреты героев балета сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны образа. Они могут повторяться, варьироваться, появление новых качеств образа вызывает чаще всего и появление новой темы, которая интонационно тесно связана с предшествующими .
Образы Ромео и Джульетты развиваются сложно и многогранно. И только образ мрачной, тупой вражды, того зла, которое стало причиной гибели героев, остаётся неизменным на протяжении всего балета.
Первой исполнительницей роли Джульетты была всемирно известная балерина Галина Сергеевна Уланова.
Г. Уланова — Джульетта,
Ю. Жданов — Ромео
Образ-портрет патера Лоренцо создаёт музыка хорального склада. Обряд венчания двух влюблённых, который тайно совершает Лоренцо, также сопровождает хорал.