Соната. Данным итальянским словом, произошедшем от латинского «sonare» и в переводе означающим «звучать», именуется один из ведущих жанров камерной инструментальной музыки. Соната представляет собой многочастную композицию, состоящую из контрастирующих по темпу и характеру разделов, тем не менее связанных между собой единым художественным замыслом. Произведение может быть написано композитором как для одного, так и нескольких музыкальных инструментов. Доминирующую позицию в данном жанре занимают сочинения для фортепиано, хотя весьма немало «сонат» создано и для других инструментов, например скрипки, виолончели, флейты, гобоя, кларнета, валторны. При этом необходимо отметить, что все они исполняются в сопровождении фортепиано.
Чаще всего сонаты представляют собой трёх или четырёхчастные циклические произведения, однако композиторы также писали одно, двух и пятичастные композиции, а образцом тому могут служить сочинения Скарлатти, Листа, Скрябина, Прокофьева и Брамса.
Какова же классическая схема построения сонатного цикла?
Как правило, динамичная первая часть произведения, пишется в форме «сонатного аллегро», которая являясь одной из самых развитых форм инструментальной музыки, включает в себя такие разделы, как экспозиция, разработка и реприза. Впрочем, бывают исключения и иногда композиторы сонатную форму заменяют на вариационную.
Вторая, медленная часть композиции обычно отображает какой - либо природный пейзаж или возвышенные человеческие чувства. Её форма может быть сложной трёхчастной или сонатной, но сокращённой, то есть без разработочного раздела.
Если «соната» имеет четыре части, то далее следует грациозный менуэт или оживлённое скерцо, написанные в сложной трёхчастной форме.
Заключительная часть произведения – это жизнеутверждающий, оптимистичный, а иной раз драматический финал, который обычно заключён в форму рондо, рондо-сонаты, а иногда вариаций.
Давайте посмотрим небольшой ролик
На это у меня все, не забудьте посмотреть презентацию, до новых встреч!